Публікаціявсі друкуватиДрукувати

Кріль: Україні, насамперед, необхідні спокій і впевненість в завтрашньому дні
2008-11-20 18:50:00

Кріль: Україні, насамперед, необхідні спокій і впевненість в завтрашньому дні

Ексклюзивне інтерв`ю лідера Єдиного Центру Ігоря Кріля агентству \"Інтерфакс-Україна\".

Вопрос: Хотелось бы начать с вопроса о том, почему ваша партийная группа поддержала решение об отставке с поста председателя Верховной рады Арсения Яценюка? Вы же понимали, что его отставка дестабилизирует работу парламента?
Ответ: Прежде всего, мы поддержали решение самого А.Яценюка, его заявление об отставке, которое он обнародовал еще два месяца назад. Под этим заявлением стоит его подпись. Мы считаем, что наши действия логичны.
Если говорить о стабилизации или дестабилизации работы парламента, то необходимо отметить, что никакой стабильной работы парламента нет уже год. Постоянное блокирование трибуны, надувание воздушных шаров, принятие законов и их отмена. Парламент этого созыва – рекордсмен по отмене собственных законов.
Поэтому стабильность работы парламента может быть только в случае, когда председателем Верховной Рады будет избран человек, который сможет найти контакт с большинством в парламенте.
Еще одним аргументом для такого решения стала сама ситуация: распад коалиции, невозможность формирования новой и, как результат, досрочное прекращение полномочий парламента. Однако, в связи с необходимостью принятия антикризисных решений и для выделения средств на проведение досрочных выборов президент Виктор Ющенко дал возможность парламенту поработать и решить эти вопросы и возможно еще раз попробовать консолидировать усилия и создать коалицию. К сожалению, парламент уже более месяца не в состоянии решить этот вопрос.
Политики должны были совершить какие-то шаги, чтобы сдвинуть с мертвой точки эту ситуацию. Одним из таких шагов и является отставка спикера. Сейчас проводятся политические консультации, которые должны обеспечить выборы нового спикера и формирование коалиции. При этом, не имеет значения какой будет эта новая коалиция – красно-синяя, бело-голубая или "антикризисная" или "демократически объединенная". Главное - чтобы она была сформирована, потому что только коалиция несет ответственность за действия правительства и правительство должно нести ответственность перед такой коалицией. Сегодня у нас правительство работает в режиме полной безответственности и безнаказанности.
Вопрос: Можно ли назвать такое решение определенным стимулом для парламента по более четкой организации своей работы…?
Ответ: Однозначно да.
Вопрос: Сейчас проходят консультации по кандидатурам на должность спикера парламента. Ваша партийная группа проводила встречи с претендентами на это кресло? Каково Ваше мнение о таких кандидатах как Иван Плющ и Владимир Литвин?
Ответ: Мы не принимаем участия в консультациях, поскольку наша партийная группа является частью фракции "Наша Украина - Народная самооборона". Поэтому, как депутаты этой фракции, мы будем принимать решение на заседании фракции.
Наша группа не выдвигает своих предложений по кандидатуре спикера. Свою позицию мы определим тогда, когда официально будут выдвинуты кандидатуры и будет проводиться голосование.
По нашему мнению, важным является не столько кандидатура спикера, как то, сможет ли он выполнить свою главную функцию – сделать все возможное для создания новой коалиции.
Если исходить из этой точки зрения, то приемлемыми кандидатурами являются Иван Плющ и Владимир Литвин. Вокруг них может объединиться большинство в парламенте.
Я считаю, что меньше шансов, с этой точки зрения, у Александра Лавриновича.
При этом немаловажно, чтобы претендент на кресло спикера не имел непомерно высоких политических амбиций, потому что у нас и президент, и премьер уже являются кандидатами в президенты. Если еще и спикер станет претендовать на должность президента, то у нас будет твориться непонятно что. Если учитывать этот фактор, то наилучшей кандидатурой является Иван Плющ.
Вопрос: Как Вы считаете, есть ли возможность у И.Плюща стать спикером, поскольку на сегодняшний день ни один из претендентов не набирает необходимых 226 голосов?
Ответ: Вы знаете, в украинской политике так заведено: все говорят обо всем, но никто не говорит о конкретных вещах до времени "икс". Такая возможность есть однозначно. Я думаю, что в четверг у нас будет возможность все-таки решить этот вопрос.
Вопрос: Считаете ли Вы возможным вариант, когда А.Яценюк вновь займет должность спикера в нынешнем составе парламента?
Ответ: Возможность отозвать постановление об отставке А.Яценюка с должности председателя Верховной Рады существует, если для этого решения будет в зале более 225 голосов. Однако, я в это не верю.
Вопрос: Какие перспективы по формированию новой коалиции в этом составе парламента? Какие политические силы смогут образовать такую коалицию?
Ответ: Хочу начать с того, что даже если и будет избран спикер, но не будет создана коалиция, то депутаты должны быть честными – в определенное время они должны пойти на выборы. Существование парламента без коалиции – это нарушение Конституции Украины.
Я считаю, что форматы коалиции в парламенте могут быть разными. Существует вариант создания коалиции в формате БЮТ и Партия регионов; БЮТ, Блок Литвина и блок "Наша Украина – Народная самооборона" либо Партия регионов, Блок Литвина и НУ-НС. Я допускаю также теоретическую возможность создания коалиции Партии регионов и НУ-НС. Хотя реально такую коалицию создать очень сложно.
Сегодня необходимо рассматривать все варианты, поскольку политики должны работать на консолидацию, а не на разъединение.
Вопрос: Фракция НУ-НС состоит из ряда политических сил, которые пока не находят общий язык в вопросе формирования коалиции, а также ее участников. Как Вы видите возможность участия НУ-НС в формировании коалиции, исходя из внутренних расхождений во фракции?
Ответ: Это правда – в "Нашей Украине" есть разные точки зрения, я бы даже назвал их центрами влияния. Существует пробютовский центр влияния. Наша партийная группа всегда выступала против этого центра, поскольку мы считаем нечестной их позицию по отношению к нашим избирателям, которые голосовали за НУ-НС и ее лидера президента Виктора Ющенко. Во фракции также есть и центр, поддерживающий президента. На сегодняшний день сложно говорить о том, какой из этих центров перевесит.
Я могу говорить однозначно, что во фракции нет большинства, которое бы безоговорочно поддерживало пробютовское направление. Существует другое большинство, которое поддерживает Виктора Ющенко.
Но вот насколько такое большинство готово пойти на кардинальные, конкретные шаги – создание коалиции с Партией регионов – это покажет время.
Несмотря на то, что очень многие открещивались от такого варианта коалиции, я убежден, что ответственные политики должны искать компромисс и думать о том, как обеспечить объединение усилий. Я не исключаю, что в парламенте может возникнуть ситуация, когда люди, занимающие самую жесткую позицию в этом вопросе, все-таки найдут для себя возможность объединиться с теми политическими силами, с которыми они пока не хотят объединяться. Я считаю, что это будет правильно, потому что именно объединения хочет украинский народ, что подтверждают и социологические исследования.
Вопрос: Не считаете ли Вы, что такие расхождения внутри фракции могут послужить причиной ее распада?
Ответ: С юридической точки зрения для того, чтобы фракция распалась, необходимо, чтобы часть депутатов вышла из ее состава. Согласно Конституции, выход из фракции влечет за собой прекращение полномочий таких депутатов.
Вопрос: Но возможен все-таки вариант, когда фактически ряд депутатов фракции не будут выполнять ее решений, и действовать по своему усмотрению…
Ответ: Это не будет распадом. Это будет позиция народных депутатов, и она будет иметь право на существование.
В данном случае важно другое – сколько будет народных депутатов, которые не будут подчиняться решению фракции.
Вопрос: Вы сказали, что досрочные парламентские выборы должны состояться…
Ответ: Если не будет создана коалиция, тогда да.
Вопрос: Когда такие выборы возможно провести? Как Вы считаете, могут ли состояться одновременно президентские и парламентские выборы в Украине?
Ответ: Одновременное проведение выборов не возможно как с юридической точки зрения, так и с точки зрения развития государства. У нас в парламенте хаос. Давайте еще создадим хаос вокруг президентской ветви власти.
Президентские выборы могут состояться только в сроки, предусмотренные законодательством и Конституцией. Хочу еще раз отметить: для досрочных президентских выборов нет юридических оснований.
В то же время, для досрочных парламентских выборов есть юридические основания.
Вопрос: Считаете ли Вы возможным проведение досрочных парламентских выборов после очередных президентских?
Ответ: Досрочные парламентские выборы могут состояться когда угодно, если для этого есть юридические основания. Сегодня такие основания есть.
При этом президент, понимая сложную ситуацию в экономической и финансовой сфере, дал возможность парламенту консолидироваться. На сегодняшний день парламент не использует эту возможность и ситуация, которая сложилась до указа президента о роспуске, продолжается.
Необходимо также отметить, что уже совсем близко 7 декабря - дата проведения внеочередных выборов в парламент, которая фигурировала в указе о роспуске. Если бы выборы были проведены, то 7 декабря в Украине был бы избран новый парламент и появились ростки стабилизации ситуации. Мы уже два месяца разглагольствуем, но так ни к чему и не пришли.
Скажу только одно: если не будет создана коалиции, у президента всегда будут основания распустить парламент. Когда глава государства это сделает – решать ему.
Вопрос: После выхода указа президента о досрочных выборах некоторые представители НУ-НС заявляли о том, что не будут участвовать в выборах в составе этого блока. Как ваша партия видит свое участие в возможных парламентских выборах?
Ответ: Прежде всего, я считаю, что возможность формирования блоков для участия в парламентских выборах необходимо ликвидировать на законодательном уровне, особенно это касается именных блоков имени "вождя". Сейчас ситуация складывается таким образом, что не понятно кто с кем объединяется, выставляется какая-то известная фамилия, проходят в парламент, а потом каждый мутит что хочет.
Я полностью поддерживаю мнение о том, что блок НУ-НС в том формате, который существует сегодня, не возможен и не целесообразен. Каждая политическая партия должна нести ответственность перед избирателями сама.
Партия "Единый центр" решение об участии в выборах не принимала, потому что юридических оснований для этого пока не было.
Однако могу сказать, что настроения в нашей политической силе однозначные – все члены президиума партии считают, что мы должны идти на выборы самостоятельно. Я стою на этой же точке зрения. Мы пойдем со своими идеями к людям. И только избиратели имеют право решать, кто будет представлять их интересы в парламенте.
Вопрос: Необходимо ли изменить избирательную систему в Украине?
Ответ: Однозначно да. Если будут проводиться досрочные выборы, то идеальным было бы изменение избирательной системы. Люди должны знать тех, кого они выбирают. Сегодня избиратели знают в лучшем случае первую пятерку политической силы, за которую они голосуют.
Я внес в парламент законопроект, предусматривающий переход на открытые партийные списки: партии формируют списки кандидатов в депутаты по избирательным округам и в зависимости от результатов голосования за партию в каждом округе формируется общий список. Таким образом, люди будут видеть человека, за которого они голосуют, и который будет представлять их интересы в парламенте. Это изменит реально формат парламента.
Сегодня же в парламенте представлены не 450 народных депутатов, а пять лидеров фракций. И от того как они попьют чай – с настроением или без - зависит то, какие они примут решения.
Вопрос: Как Вы оцениваете политическую и экономическую ситуацию в Украине?
Ответ: Как в политической, так и в экономической сфере ситуация критическая. Обе эти сферы взаимозависимы. И если мы приведем в порядок политику, то сможем начать менять экономику. Если же этого нам не удастся, то экономическая ситуация будет ухудшаться.
Украине, прежде всего, необходимо спокойствие и уверенность в завтрашнем дне. Это необходимо каждому украинцу, независимо от того, какую должность он занимает и где работает. Пока этого нет – люди не чувствуют, что завтра все будет хотя бы не хуже, чем сегодня.
Именно для этого в Украине необходимо изменить политическую систему. Переход в 2006 году к парламентско-президентской модели власти и стал причиной той политической ситуации, которую мы имеем сегодня.
Модель власти должна быть президентско-парламентской. Люди выбирают президента. Их не волнует - больше у него полномочия или меньше, чем у премьера. Они хотят видеть конкретного человека, который будет нести ответственность перед ними. Глава государства должен нести ответственность за ситуацию в стране, в том числе и за действия исполнительной власти. И он должен иметь для этого полномочия. При этом парламент должен быть противовесом авторитарным и диктаторским амбициям президента. Выполнение этой функции парламента, можно обеспечить, только изменив избирательную систему в том направлении, о котором мы говорили.
Как только все это будет сделано, в государстве появится возможность успокоить ситуацию и начать нормальную работу. До этого времени страну будет трясти и, исходя из этого, прогнозы развития ситуации пока не утешительные.
 

Останні публікаціївсі

Газета "Єдиний Центр"всі